Психология Человека

Категории

Хотите быть в курсе?

Подписаться на RSS Подпишитесь на RSS
Читать в twitter читайте в twitter или

введите свой e-mail:

Последние записи

Способности ребенка

опубликовал: Владимир | 21/07/2010

Способности ребенка - детская психология
Человек прежде всего существо социальное, поэтому мы рождаемся такими беспомощными. На самом деле наша беспомощность – это сила, у нас огромный запас внутренних возможностей быть адекватным обществу, которое нас воспитывает и в котором в последствии нам придется жить, изменяясь вместе с ним. Но помимо нашей возможности быть составляющей частью любого общества, у нас есть врожденные качества. Они могут выражаться у ребенка по-разному и с различной интенсивностью.

Определить способности, предрасположенности ребенка придется именно родителям, и поэтому нужно быть очень внимательными. Нужно определить способности и не дать им пропасть, всесторонне развивая ребенка.

Не все дети – маленькие гении. Сколько усилий не прикладывай, из большинства детей не получится вторых Эйнштейнов и Ньютонов. Но у любого, даже самого обычного  ребенка есть свои сильные стороны. Именно этими, особыми сторонами личности он будет пользоваться всю свою жизнь. Поэтому нужно знать эти стороны личности ребенка и строить воспитание и обучение именно на них. Если же не обратить на них внимания – то это может оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка, который будет себя ощущать бесталанным и бездарным человеком. Возможности не обязательно связаны с хорошими оценками в школе или какими-либо оценочными достижениями. Способности могут быть совсем иного характера – способность руководить ребятами со двора или развитое чувство юмора, умение танцевать или актерское перевоплощение.

  • Что касается способностей, о многом ребенок расскажет сам — своим поведением. Задайте себе простой вопрос: что он любит делать долго (компьютерные игры и телевизор не в счет)? Рисовать, разглядывать книги о динозаврах, играть с другими детьми или смотреть, как папа сверлит дрелью дырки в стене?
  • Все дети разные и уникальны — и принцип «справедливости» к ним не всегда применим: каждый ребенок заслуживает особого отношения. И очень важно не сравнивать детей по их способностям друг с другом. По крайней мере, вслух.

Почти у каждого ребенка найдутся такие черты характера, которые родителям неприятны. Если эти особенности врожденные, бороться с ними не имеет смысла. В этом случае родительское неприятие только снижает детскую самооценку и формирует ненужные комплексы у ребенка. Даже если вы хотите что-то изменить в поведении ребенка, сначала лучше принять его таким, какой он есть. Нужно найти все черты характера, которые вас не устраивают, и мысленно превратить их в положительные черты. Спросите себя: в какой обстановке эта неприятная особенность окажется ценным качеством. Скажем, робость — это осмотрительность, это означает, что ребенок вероятнее отклонит сомнительные и опасные предложения сверстников или взрослых. И не стоит называть его «трусом» — даже про себя, в мыслях.

  • Очень часто раздражающие особенности детей — это повод для роста родителей. Они напоминают взрослому о каком-то неприятном переживании, возможно — забытом. Исследуйте источник ваших чувств. Спросите себя: эта особенность ребенка — что или кого она мне напоминает? Свойства моих родителей, братьев или сестер? Черту характера, которая меня пугает в себе или муже?  Если вы найдете такого человека, носителя сходного характера из прошлого или настоящего, — напишите ему письмо, где вы во всей полноте можете выразить ему свое отношение (отправлять письмо, вероятнее всего, не стоит). Если это «незавершенная работа» из вашего прошлого, разберитесь с ним,  — тут можно воспользоваться помощью профессионала, — чтобы не «грузить» своими проблемами ребенка.

Хороший родитель больше похож на садовника, чем на дрессировщика зверей. Он может только создавать среду, благоприятную для роста и развития ребенка. Он не может ускорить рост: если тянуть растение вверх, такая попытка кончится плохо. Родитель не может подталкивать ребенка к изменению, но может только приглашать попробовать что-то новое. Таким образом, если вы знаете дары своего ребенка, прежде всего надо дать ему возможность заниматься любимым делом как можно больше (опять же, за вычетом компьютерных игр, ТВ или любви к сластям), сколько ребенок хочет, пока он еще мал. И снабжать его нужными материалами и ситуациями. Скажем, если ребенок обожает рисовать: не жалеть бумаги, карандашей и красок, спокойно относиться к неизбежной уборке, плюс – ценить то, что делает ребенок. Для двух-, трехлетнего человека это куда важнее студий или формальных занятий. Если он начнет получать удовольствие от процесса, позже он с большей вероятностью сможет переносить и дисциплину, которая необходима при любом серьезном обучении предмету.

  • Похвала — ее никогда не бывает слишком много. Но важно освободить похвалу от манипуляции: «Ты же хорошая девочка, ты не будешь отнимать игрушки у Вани». Когда это манипуляция, ребенка хвалят не за то, что есть, но за желаемое поведение. Такой подход обесценивает похвалу и создает у ребенка ощущение, что он хороший только тогда, когда соответствует стандартам взрослых. Щедрая искренняя похвала — это не манипуляция, а переживание праздника по поводу даров ребенка. Так, мы все умеем искренне радоваться, когда малыш впервые самостоятельно делает несколько шагов.
Интересно: что еще по этой теме читают?

    Каждый ребенок имеет набор врожденных черт. Специалисты утверждают, что существуют девять личностных черт, которые могут раскрыть личность ребенка с первых месяцев жизни.   Если вы будете их ...


    Каждый ребенок хоть раз испытывал робость и неуверенность в себе. Это состояние мешает выполнить ему какое-либо действие или выразить свое мнение, возразить даже на несправедливость по отношению к нему ...


    Избалованным ребенок не рождается, а становится таким из-за того, как к нему относятся другие, и от того, какие методы воспитания применяют родители по отношению к нему. Обычно поведение избалованно ...


    Отношения между людьми многосторонни, одной из негативных проявлений таких отношений является конфликт. Без него не бывает, но, при этом, не всегда конфликт разрушителен. К этому и нужно стремиться, ...


    Очень часто бывает так, что ребенок обижается на такие пустяки, на которые и внимания-то обращать не стоит. И происходит это все чаще и чаще. Как же с этим бороться? Некоторые родители считают, что и ...


10 комментариев на «Способности ребенка»

    RESEVER пишет:

    Занятно пишете, жизненно. Все же, для того, дабы делать по-подлинному интересный блог, необходимо не только извещать о чем-то, ведь и делать это в интересной форме:)


    Андрей пишет:

    Я считаю, что хвалить ребенка за какие-то способности(точнее достижения) нужно и это вправду даст стимул развитию способностей


    Avdysheva пишет:

    Я впечатлен! Реально информативный сайт psiman.ru , просто хотел покомментить и поддержать качество работы.


    site2012zip пишет:

    сайту желаю успехов в дальнейшем развитии.


    irrapyvammast пишет:

    Увлекательная и занимательная статья, буду следить за комментариями!


    Психичка пишет:

    Интересная цитата к теме

    Ваши дети — это не ваши дети.
    Они приходят через вас, но не от вас, они с вами, хотя и не принадлежат вам.
    Вы можете давать им свою любовь, но не мысли, поскольку у них есть собственные мысли.
    Вы можете стараться уподобиться им, но не стремиться сделать их подобными вам (Калил Гибран)


    Сорокин Андрей пишет:

    Я считаю, что хвалить ребенка надо, но слишком много похвалы может привести к излишней самовлюбленности или тяжелым переживанием при встрече с конкуренцией там, где ребенок начнет считать себя непревзойденным. Похвала не должна далеко отходить от реализма.


    Олеся пишет:

    Все нужно в меру, и похвала и выставление границ дозволенного


    Сергей пишет:

    Я считаю, научить чему-либо ребенка легче, если заинтересовать его в этом, а принуждение может отбить все начинания


    Наталья пишет:

    Группа специалистов по детской психиатрии из Университета штата Вермонт проанализировала результаты сканирования головного мозга 232 здоровых детей в возрасте от 6 до 18 лет. Оказалось, что у детей, занимающихся музыкой, происходят изменения в областях головного мозга, связанных с контролем поведения. Также игра на музыкальных инструментах влияет на толщину коры головного мозга в областях, ответственных за объем рабочей памяти, способность к концентрации, организованность и планирование будущей деятельности. Кроме того, юные музыканты лучше регулируют свои эмоции и менее склонны к повышенной тревожности и депрессии.